Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного пиетета.
Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители.
Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.
И если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах дорожного движения, родители могут быть спокойны за него.
Итак,ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
* Придерживайтесь правой стороны.
* Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
* Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
* Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
* Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
* Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
* Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
* Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
* Не стойте с ребенком на краю тротуара.
* Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
* Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части
* Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
* Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
* Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
* Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
* Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
* Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
* Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
* При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
* Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
* Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

НАВЫКИ:
* Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
* Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
* Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
* Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
* Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
* Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
* Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
* Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
* Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
* Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
* Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
* Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться
перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед
переходом ). - Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого
препятствия (не все дети привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя
из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем
выйти из-за кустарника или сугробов). - Игра на проезжей части ( дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая
часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего
со всевозможными нарушениями).
Физиологические
- поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора
ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на
расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события
в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения
взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не
замеченными. Он видит только то, что находится напротив. - реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно
замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно
значитель - Ребёнок ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда
может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те
звуки, которые ему интересны. - но больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять
обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно
0,8 – 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в
состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля
он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить
движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4
секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. - надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У школьников нет знаний и представлений о видах поступательного
движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на
аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные
средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).
Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе
постепенно.
- Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив
предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может
устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже
перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся
мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. - Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на
дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для
других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в
условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им
недооценивается.
Дорога в школу. Игра. Главные герои игры – мальчик и девочка, которые ходят по городу и попадают в различные ситуации, связанные со знанием дорожных знаков и правил дорожного движения. Скачать http://www.school-96.ru/detam/pdd |
![]() |